владельцам маломерных судов   владельцам судов   связь на берегу
   
Яндекс цитирования

Статья Фадеева В. А., доцента кафедры «Радионавигационных приборов и систем» ГМА им. адмирала С.О.Макарова. "Современные судовые навигационные электронные картографические системы."

Современные судовые навигационные электронные картографические

системы.

 

Характеристика электронных картографических систем.

 

В настоящее время судовые электронные картографические системы подразделяются на следующие типы:

 

1. ЭКНИС (ECDIS) – морская навигационно-картографическая система, удовлетворяющая требованиям национального морского регистра («Правила по оборудованию морских судов») и международным требованиям (IEC-61174 Ed.3.0 -2008).

2. СОЭНКИречная навигационно-картографическая система, удовлетворяющая

требованиям национального речного регистра («Правила классификации и постройки судов внутреннего плавания ч.4 п. 25.10» и РД 52-013-01 «Системы отображения электронных навигационных карт и информации для внутренних водных путей»). СОЭНКИ, имеющая сертификаты речного и морского регистров (удовлетворяющая требованиям, предъявляемым к ЭКНИС) предназначена для судов смешанного плавания.

3. ЭКС (ECS) – электронно-картографическая система, удовлетворяющая требованиям стандарта IEC-62376(2010) ), предназначенная для использования на судах каботажного и внутреннего плавания. Стандарт рассматривает 3 типа ЭКС (классы «А», «B» и «C») и определяет требования к ним. Выполнение системой требований указанных стандартов подтверждается «Свидетельством о типовом одобрении» (сертификатом), выдаваемым соответствующим Регистром.

Есть один важный и принципиальный момент. Система может считаться ЭКНИС или СОЭНКИ, если она удовлетворяет требованиям Регистра и на ней установлены откорректированные официальные электронные карты. Тогда по ней разрешается осуществлять официальное судовождение (т.е. можно не вести текущую исполнительную прокладку по бумажной карте, а использовать электронную карту).

 

Для ЭКС классов «А» и «B», стандарт IEC-62376(2010) допускает использование их в качестве основного навигационного средства с использованием неофициальных карт. ЭКС класса «С» может использоваться только как вспомогательная информационная система.

 

При судовождении по электронной карте, на судне обязательно должна быть резервная система, на которую судоводитель «перейдет» в случае ее отказа.

 

В качестве резервной системы может использоваться:

 

1. Другой ЭКНИС или СОЭНКИ (переход должен быть осуществлен автоматически)

2. Откорректированная бумажная карта. Переход – вручную, путем нанесения текущего места судна и дальнейшего ведения исполнительной прокладки.

 

Первый вариант позволяет совсем отказаться от бумажных карт, а значит и не иметь проблем с их покупкой и корректурой.

Во втором варианте есть существенный недостаток, заключающийся в необходимости «параллельной» поддержки и корректуры как электронной, так и бумажной коллекции карт.

Если указанные требования (требования регистра и карты) не выполнены, то картографическая система рассматривается как вспомогательная информационно-картографической система.

Судоводитель, в этом случае, обязан осуществлять судовождение по бумажной карте.

Исходя из этих требований, реализуются функциональные возможности, изложенные в вышеуказанных стандартах. Они очень похожи.

 

Принципиальные отличия состоят в следующем:

1. Все ЭКНИС и СОЭНКИ должны иметь минимальный размер картографического изображения 270х270 мм.

2. Для СОЭНКИ судов валовой вместимостью менее 1000 рег. тонн минимальный размер снижен до 180х180 мм.

3. Для ЭКС минимальный размер изображения определен как 250х250 мм для класса «А», 180х180 мм для класса «В» и 101х101 мм для класса «С», а также сокращены функциональные требования.

 

Основные виды электронных карт.

 

Существуют два основных вида электронных навигационных карт (ENC):

Растровые карты (RNC) – это, по сути, сканированные копии бумажных карт, «привязанные» к координатной сетке.

Недостатки растровых карт:

• невозможно значительно изменить масштаб изображения карты;

• невозможно разгрузить карту, убрав с отображения некоторые слои;

• невозможно просмотреть информацию об объектах;

• невозможно обеспечить сигнализацию о пересечении или приближении к различным зонам и районам, включая зоны опасностей, опасных глубин, районов, закрытых для плавания.

 

Векторные карты.

В их основе – электронная база данных о картографических объектах. Такое представление позволяет хранить карту как совокупность отдельных элементов, лишено недостатков растровых карт и дает много дополнительных возможностей:

• производить автоматическую корректуру карт.

судоводитель может включать или выключать на экране отображение различных классов картографических объектов, подбирая удобную для данных условий плавания конфигурацию отображения карты;

• можно установить слежение за любым ориентиром, установив на нем специальный маркер, включить тревожную сигнализацию при подходе к опасностям и т. п.;

• формат позволят объединять картографическую информацию с информацией, которой нет на самой карте, вводить новые информационные слои. При этом содержимое самой карты не изменяется;

• накладывать на карту данные о целях, получаемые от САРП, и т. п.;

Сравнивая их можно сказать, что использование векторных карт более безопасно и удобно. В настоящее время покрытие мирового океана примерно на 90% обеспечено векторными картами.

 

Краткая характеристика основных стандартов электронных карт.

 

Как и вся электронная информация, структура и формат электронных карт (баз данных) должны соответствовать форматам, определяемым «Международной гидрографической организацией» (IHO). Форматы описаны в соответствующих стандартах IHO. В настоящее время используются следующие основные форматы:

S-57 – основной формат электронных карт, предназначенный для обмена данными между гидрографическими службами, агентствами, производителями картографической продукции и систем.

Недостатки формата S-57:

затруднителен для отображения ЭКС в силу описательного характера представления данных;

• является «открытым» форматом, не защищенным от копирования и незаконного распространения.

 

S-63. Предусматривает шифрование данных формата S-57 и тем самым позволяет:

• упорядочить процесс распространения и передачи данных и тем самым защитить от «пиратства».

обеспечить «избирательный доступ», т.е. ограничить доступ к информации ENC к только тем картам, которые клиент приобрел.

• обеспечить «установление подлинности» - гарантировать, что данные ENC получены из одобренного источника.

Но, к сожалению, формат S-63 не лишен главного недостатка S-57 – карты этого формата затруднительны для отображения. Для его устранения необходимо конвертировать данные в т.н. SENC формат – системный формат ENC. Он более компактен и специально предназначен для представления картографической информации.

 

Международный стандарт S-52 допускает поставку официальных карт как в международном формате обмена данными S-57 с защитой от несанкционированного использования по стандарту S-63, так и в системном формате сертифицированных навигационных систем (SENC). К таким SENC форматам относится CM-93/3 компании Jeppesen (C-Map). Поставка электронных навигационных карт в системном формате является более надежной и удобной, все операции по конвертированию карт и проверке в системный формат производятся квалифицированными специалистами на берегу, что практически гарантирует отсутствие сбоев.

 

Конвертирование электронных карт возможно на борту судна средствами ЭКНИС/ СОЭНКИ, но следует учитывать, что эта операция занимает длительное время (до суток), и при выявлении ошибок возникнет необходимость заказа новой копии базы данных.

 

Перспективы внедрения электронно-картографических систем.

 

В последние годы установка ЭКС на суда носила не обязательный характер. Поэтому ЭКС использовали, в большинстве своем, только судоводители, понимающие их важность для повышения безопасности плавания. Те, кто не имел достаточных средств на покупку полноценных сертифицированных систем, довольствовались «пиратскими» версиями, установленными на обыкновенные компьютеры. Правильная работоспособность таких систем никем не гарантировалась, а используемые при этом карты не корректировались и не обновлялись. Такие «дешевые» решения, по сути, являлись преступными, т.к. зачастую повышали риски судовождения.

 

В настоящее время процесс внедрения сертифицированных электронно-картографических систем приобрел системный характер. Причем, как для морских, так и для речных систем. Международная морская организация (IMO) ввела требования по использованию ECDIS систем на морских судах. Процесс обязательного внедрения будет проходить поэтапно, начиная с 2012 года. К 2018 году морские суда должны быть оснащены такими системами в соответствии с таблицей.

 

Тип судна

Валовая Вместимость

Новые суда

Существующие суда

Пассажирское

≥ 500 рег Тонн

01 июля 2012 г

Не позже 1-й инсп после 1 июля 2014 г

Танкер

≥ 3 000 рег Тонн

01 июля 2012 г

Не позже 1-й инсп после 1 июля 2015 г

Сухогруз

≥ 50 000 рег Тонн

01 июля 2013 г

Не позже 1-й инсп после 1 июля 2016 г

≥ 20 000 рег Тонн

01 июля 2013 г

Не позже 1-й инсп после 1 июля 2017 г

≥ 10 000 рег Тонн

01 июля 2013 г

Не позже 1-й инсп после 1 июля 2018 г

≥ 3 000 рег тонн

01 июля 2014 г

Не требуется

 

 

 

 

Для Российских речных судов и судов смешанного плавания также введены обязательные требования - не позднее даты первого освидетельствования органом классификации после 1 января 2011 года пассажирские суда и суда, перевозящие опасные грузы должны оснащаться СОЭНКИ. Остальные суда – ЭКС классов «А» или «B», в зависимости от размеров и вместимости судна.

При выборе систем и картографических баз для обеспечения обязательного оснащения судов, следует также учитывать, что в настоящее время существующее официальное покрытие основных районов судоходства официальными картами не достаточно для «безбумажной» навигации (только к 2014 можно ожидать адекватного покрытия), поэтому рекомендуется пользоваться смешанными коллекциями, предлагаемыми крупными провайдерами электронных карт. Такие коллекции включают все доступные официальные карты с заполнением пробелов коммерческими данными. При этом судовая коллекция бумажных карт должна включать откорректированные карты только на те районы, где официальные электронные карты необходимых для безопасного плавания отсутствуют.

 

 

Фадеев Владимир Алексеевич. к.т.н., доцент,

доцент кафедры «Радионавигационных приборов и систем» ГМА им. адмирала С.О.Макарова.

 

 

 




  начало e-mail  карта сайта  поиск  подписка  контакты


  © 2016, все права защищены
190000, Россия, Санкт-Петербург,
наб. реки Мойки д. 90 оф 308
Компания Илада
e-mail: opt@ilada.ru
тел.: +7 (812) 740-1708